Дизайн — больной вопрос для российских отельеров

Александр Локтев, глава собственной творческой мастерской, автор проектов многих новых и реконструированных отелей, говорил о том, как архитектор и дизайнер гостиничных объектов должен работать в идеале. Должен не «создавать сегодняшний день, а делать послезавтра» — ультрасовременный с точки зрения используемых технологий отель, в чем-то предвосхищающий требования времени. В идеале, разумеется, нельзя делать «типовой проект» гостиницы, и даже отели эконом-класса должны отличаться один от другого — «это не пирожки». Опять же, в идеале, инвесторы и операторы должны прислушиваться к мнению архитектора, вдохновлять его, а не навязывать ему свою волю.

О том, насколько действительность далека от идеала, рассказывал Николай Мороз, генеральный директор компании «РЕСО-гостиничные инвестиции». По его словам, профессионального гостиничного архитектора трудно найти и в пределах Садового кольца, а уж в регионах инвесторы порой просто приходят в ужас от проектов, которые предлагают им тамошние зодчие, начинают заниматься проектированием сами, из этого, как показывает опыт, тоже ничего хорошего не получается. Г-н Мороз не считает, что проблема только в профнепригодности архитекторов: «Инвестор и оператор порой тоже не могут четко сформулировать свои требования, у них, как правило, есть только общая идея». Об этом говорил и Арилд Ховланд, старший вице-президент по развитию бизнеса The Rezidor Hotel Group, на другом круглом столе, посвященном строительству новых гостиниц в Москве. По мнению г-на Ховланда, появление новых проектов в России тормозит дефицит как квалифицированных девелоперов и инвесторов, так и квалифицированных дизайнеров. При этом Арилд Ховланд напоминает, что рентабельность гостиничного предприятия напрямую зависит от архитектурного проекта.

«Перчатку», брошенную архитекторам, поднял Андрей Чечеткин, исполнительный директор Союза дизайнеров Москвы. Он отметил, что в столице все-таки стараются подготовить архитекторов, способных создавать интересные гостиничные проекты: так, в МАРХИ, например, дипломные работы консультируют действующие архитекторы, которые специализируются, в том числе, и на проектировании отелей. Еще год назад существовал очень интересный и полезный конкурс: студентам столичных архитектурных вузов гостиничные операторы предлагали создать проекты реальных будущих отелей, и такие проекты студенты делали, отрабатывали отдельные гостиничные зоны, самое интересное — их идеи были востребованы. Например, управляющая компания «Аккорд менеджмент групп» привлекла некоторых участников конкурса к работе над проектами отелей. В этом году конкурс не состоялся: не нашлось спонсоров — кризис…

Г-на Чечеткина поддержала Мария Сонне-Фредериксен, профессор Международной академии архитектуры, член Союзов архитекторов Германии и России. Да, считает она, необходимо создавать площадку для взаимодействия гостиничных операторов, инвесторов, архитекторов, курсы и для девелоперов, и для дизайнеров отелей. Это предложение получило бурную поддержку участников дискуссии. А Леонид Николаев, вице-президент ОАО «ГАО «Москва», рассказал, что в структуре этой компании месяц назад создан консультационный центр для архитекторов и девелоперов гостиничных проектов. Теперь задача — сделать так, чтобы работа этого центра реально помогала участникам рынка.

Манфред Ронштедт, директор планировочно-консультационного бюро PCG, просто рассказал о ярких архитектурных работах в отелях. Его выступление было посвящено тому, как с помощью дизайнерских ухищрений добиться оригинальности и новизны в интерьерах гостиниц, и при этом не обременять инвесторов излишними тратами. Лишенная сколь-нибудь адресной критики эта презентация все-таки выглядела укором тем самым архитекторам, которые, как выразился г-н Локтев, создают «типовые отели», оправдывая монотонность и похожесть соблюдением стандартов и экономией денег владельцев. Г-н Ронштедт говорил не о супердорогих проектах, в качестве примера приводил «трехзвездочники», дизайнерские идеи, озвученные им, не стоили инвесторам серьезных трат. Скажем, «блестящий ресторан» или, как еще назвал его докладчик, «ресторан без белого льна». Придумавший его дизайнер использовал просто много гладких металлических поверхностей, которые, отраж! аясь друг в друге, производили впечатления праздничной нарядности — не дорого и оригинально. «Можно добавить один элемент — и гостиничный номер будет выглядеть нестандартно», — говорил Манфред Ронштедт и приводил в пример красное кресло на фоне натуральной гамы в одном из отелей Ramada. Или можно сделать необычный вид из окна частью интерьера: большое окно недорого обойдется инвестору, а номер при этом будет прельщать необычным решением. Есть и другие приемы: освещение со сменой цвета, с помощью которого простая по комплектации и недорогая обстановка приобретает яркие, интересные черты. Конечно, примеры дизайнерских работ, о которых рассказывал г-н Ронштедт, не могут не вдохновлять. Как и выставка старых открыток из коллекции архитектора Сергея Ткаченко: «Утраченные гостиницы Москвы и действующие исторические отели». Дореволюционные гостиницы были украшением столицы, можно ли будет сказать это о тех отелях, что строят сейчас?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Индустрия гостеприимства