Замки

Современные гостиничные замки – это не только элемент системы безопасности, но и основной элемент ее управления. В настоящее время замки в гостиницах выполняют множество специализированных функций, осуществление которых стало возможным только с появлением электронных замков.

Использование электронных замков дает эффективное решение проблемы контроля доступа в гостиничные номера и служебные помещения. Система управления замками позволяет устанавливать для данного конкретного пользователя список точек доступа, а также фиксировать время, в которое это доступ может осуществляться.

Стандартной возможностью, предоставляемой замковыми системами, является установка считывателей карточек в таких местах гостиницы, как лифты, автостоянки, конференц-залы, спортзалы, бассейны и т.д. Существенно ограничивается доступ посторонних лиц во внутренние помещения гостиницы. На карточке может быть также «счетчик посещений», когда портье может установить, какое количество раз гость может воспользоваться бассейном или сауной.

Замки обладают памятью, в которой сохраняется в какое время и какими ключами происходило открытие, большинство замков хранит также информацию обо всех неудачных попытках открыть дверь. Замки разных компаний хранят информацию в основном о 100-300, некоторые о 2000 событиях. Эта информация может быть использована впоследствии для разрешения конфликтных ситуаций, может помочь найти виновного или доказать невиновность. Кроме того, осуществляется полный контроль над действиями персонала.

С помощью электронных замков значительно повышается уровень надежности и безопасности в гостинице. По сравнению с механическими, электронные замки обладают более высоким уровнем секретности. Открыть отмычкой электронный замок невозможно, а скопировать код очень сложно. Перед поселением нового гостя замок перепрограммируется, что позволяет ему не беспокоиться о том, что кто-либо, проживавший в номере до него и сделавший копию ключа, может попасть в его номер.

Электронные замки помогают уменьшить расход электроэнергии в номерах. Для этого в номере устанавливается энергосберегающий контролер — специальное устройство в виде кармашка, в который гость при входе в номер должен поместить свою ключ-карту. Тогда замыкается электрическая цепь и на все устройства подается электроэнергия. В остальное время, когда гостя нет в номере, электричество на некоторые приборы не подается.

Существует два типа подобных устройств: простые, действующие как обычный размыкатель, и интеллектуальные, которые не просто играют роль включателя/выключателя, но и способны считывать информацию с ключа-карточки, получать информацию о присутствии гостя в номере, подключить разные устройства в зависимости от того, чья карточка находится в контролере: гостя или персонала. Второй тип существенно дороже.

Пластиковая карта с нанесенным на нее логотипом или фотографией гостиницы может остаться у гостя после выезда в качестве рекламного материала гостиницы. Поэтому, несмотря на то, что  при желании карта может быть перезаписана любое количество раз, очень часто в отелях при выписке гостя ее не просят вернуть.

Также, с помощью пластиковых карт есть возможность безналичных расчетов внутри гостиницы, и у гостей отсутствует необходимость постоянно носить с собой наличные деньги.

Гостиничная система электронных замков состоит из:

  • самих электронных замков,
  • электронных считывателей (которые предназначены для управления различными электромеханическими устройствами),
  • ключей-карт,
  • оборудования, необходимого для управления замками и считывателями (которое может включать в себя от одного контроллера до персонального компьютера, некоторого числа энкодеров — приборов для нанесения информации на карты, и портативных программаторов),
  • программного обеспечения.

Замки могут работать автономно (off-line), а могут быть объединены в сеть (on-line). Большинство систем замков представляет собой автономные системы. В таком варианте каждый замок в нормальном режиме работает, как отдельно взятый микрокомпьютер и не связан с другими замками или центральным компьютером.

Сетевая система с централизованным контролем на сегодняшний день является более перспективной, но и более дорогостоящей. Управление информацией обо всей системе установленных замков происходит с помощью специального программного обеспечения, устанавливаемого на обычный персональный компьютер и предусматривающего разные уровни доступа, пароли и т.д. Система позволяет постоянно держать контроль над ситуацией в отеле, знать, какие помещения открыты, закрыты, разрешать или запрещать доступ и т. д.

Т.к. on-line системы обходятся дороже, чем замки off-line, чтобы сэкономить средства, можно установить в гостинице офф-лайн замки в одних местах и он-лайн замки — в тех точках, за которыми необходимо постоянно наблюдать. Как правило, по дизайну замка нельзя сразу понять, работает ли он в режиме реального времени или автономно.

Существуют следующие основные типы карт:

Перфорированные — наиболее дешевые, перезапись невозможна.

Магнитные — наиболее распространенные и экономически выгодные, одновременно дешевы, легко заменяемы и позволяют иметь набор дополнительных функций.

Штрих-кодовые — низкая стоимость, надежные, без перезаписи.

Индуктивные (viegand) — средняя стоимость, без перезаписи.

Проксимити — с дистанционным считыванием, для того, чтобы звонок открылся, карта должна быть поднесена к считывателю на расстояние 5-20 см, относительно дорогие.

Смарт-карты (со встроенным чипом) — обладают гораздо большей информативной емкостью, лучше защищены от копирования, имеют неограниченный срок службы, но самые дорогие, контакты считывателей требуют тщательного ухода и при загрязнении могут не читать карты.

В настоящее время становятся популярными системы, одновременно использующие магнитные и смарт-карты. Магнитные карты, как более дешевый носитель, используются для гостей, смарт-карты — для персонала гостиницы или VIP-гостей.

При общем доминировании в гостиничном бизнесе пластиковых карт, в данный момент существуют альтернативные средства, позволяющие открыть замок:

Бумажные карты — являются более экологичными, чем пластиковые, имеют магнитную полосу на обратной стороне и могут применяться к замкам, работающим с пластиковыми карточками-ключами

RFID-карты — карты с радиочастотной идентификацией, когда дверь открывается после считывания с чипа карты информации о номере комнаты и продолжительности пребывания. RFID карты предоставляют более высокий уровень безопасности, так как подделать ее труднее, но являются более дорогими при производстве, чем пластиковые.

Использование мобильного телефона вместо ключа — новые замки, использующую технологию RFID позволяют гостям с продвинутыми моделями мобильников или коммуникаторами «научить» свои устройства открывать двери.

Сканирование радужной оболочки глаза. Когда гость проходит регистрацию, служащий отеля делает снимок радужной оболочки. Дверь открывается, когда считыватель замка идентифицирует радужную оболочку гостя, стоящего перед дверью.

Замки, использующие в качестве ключа отпечаток пальца. У гостя отеля снимают отпечаток пальца. После этого гость открывает дверь, нажав указательным пальцем на замок и введя цифровой код, выдаваемый при регистрации. Код вводится как дополнительный уровень защиты.

Эти устройства обеспечивают более высокий уровень безопасности, но пока еще не получили широкого применения в гостиничном бизнесе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Индустрия гостеприимства