Туманные перспективы «эконом-класса» для столицы

Депутат Мосгордумы Игорь Протопопов во всеуслышание заявил, что из-за нежелания инвесторов вкладывать средства в подобные объекты может быть сорван план по строительству гостиниц в Москве до 2010 года.

По словам Игоря Протопопова, в настоящее время в городе отсутствует инвестиционная схема, по которой инвесторам было бы выгодно строить гостиницы этого класса. «Нам надо на законодательном уровне создать такие условия, чтобы инвесторы с удовольствием строили такие гостиницы», – отметил он.

Российские гостиничные операторы скептически относятся к возможности создания выгодных условий для инвестирования в строительство отелей эконом-класса. В крупнейшей российской гостиничной сети бизнес-класса «АЗИМУТ Сеть Отелей» считают, что заинтересованность инвесторов в подобных проектах не зависит от российского законодательства.

«Пока реально действующих механизмов, способных создать благоприятные условия для привлечения инвесторов, нет, а административный ресурс работает слабо. Этот сегмент будет развиваться с развитием внутреннего туризма, ростом инвестиционной активности в регионах. До настоящего времени все попытки региональных властей исправить ситуацию ни к чему не приводили. Инвесторы в основном сосредоточены на ритейле и бизнес-центрах. Рано или поздно произойдет насыщение ими рынка, вырастет бизнес-активность в регионах, и инвесторы сами придут в гостиничный бизнес», – считает генеральный директор AZIMUT Hotels Company Александр Гендельсман.

Впрочем, аналитики считают, что есть целый ряд обстоятельств, на которые государству стоит обратить внимание. «Необходимо снизить стоимость аренды земельного участка и усилить льготы по строительству. Причем не просто сформировать льготы, а сделать их такими, чтобы они действительно существенно повлияли на экономику проекта и приблизили ее к другим сегментам коммерческой недвижимости. Кроме того, можно ужесточить контроль над сохранением не только функционального назначения объекта на выделенным под гостиницу участке, но и номерного фонда, заявленного под строительство», – поясняет ведущий эксперт-аналитик гостиничного рынка департамента консалтинга GVA Sawyer Марина Харламова.

Имеющийся сейчас в столице номерной фонд, мягко говоря, оставляет желать лучшего. «План программы по строительству недорогих гостиниц на период с 2001 по 2010 год выполнен не будет. Сегодня в год вводится в Москве лишь 1,5 тысячи гостиничных номеров, с начала 2001 года было введено 11,5 тысячи номеров, а до 2010 года должны ввести 180 тысяч», – констатирует Игорь Протопопов, добавляя, что в городе также существует большой фонд муниципальных гостиниц, которые необходимо реконструировать.

Аналитики соглашаются с мнением чиновника, что план на 2010 год выполнен не будет. «С момента реализации программы на рынок не было выведено и половины от заявленного гостиничного фонда. И проблема стоит именно в сегменте 3*. В период с 2005 по 2007 годы на многих участках, выделенных под строительство гостиниц, строились совсем другие объекты: офисные центры, жилые дома, торговые центры. Сейчас с усилением контроля за сохранением функционального назначения будущего строительства на участке тенденция приостановилась. Но теперь гостиницы 3* заменяют апартаментами или включают гостиницу в состав многофункционального комплекса, в силу чего уменьшается номерной фонд гостиницы, что снова ведет к отставанию от программы», – отмечает Марина Харламова.

Александр Гендельсман также считает, что правительство поставило перед собой трудновыполнимую задачу. «Введение в действие гостиничных номеров – сложный и длительный процесс, будь то строительство новой или реконструкция старой гостиницы. В Москве или любом другом городе. Как можно говорить о введении 180 тысяч номеров за два года, если в среднем в городе вводится 1,5 тысячи номеров в год, и при этом не наблюдается активного притока инвестиций в сферу гостиничного бизнеса? Очевидно, что к 2010 году такой план выполнен не будет, это же простая математика. Даже если появятся неожиданные деньги», – уверен он.

Однако, несмотря на вялый интерес инвесторов к развитию отелей эконом-класса, стоит отметить, что строительство подобных объектов имеет значительные преимущества. К ним можно отнести как низкий уровень конкуренции на рынке, так и наличие высокого спроса, благодаря чему для любого отеля, имеющего удачное местоположение и построенного в соответствии с современными стандартами, можно прогнозировать высокий уровень загрузки (не менее 70%). Это напрямую влияет на высокие показатели доходности на номер (RevPAR) и, соответственно, на доходность всего объекта. «Но эти преимущества очевидны только при сравнении с аналогичными проектами в мире. Москва лидирует по показателю доходности на номер среди крупнейших городов мира, но если сравнивать доходность отеля с любым другим сегментом коммерческой недвижимости, то гостиница проигрывает.

Приближаются по прибыльности к другим секторам недвижимости (офисы, торговля) гостиницы 4-5*. Именно поэтому эти объекты сейчас так популярны среди девелоперов. Гостиницы 3* строить выгодно с точки зрения ситуации на рынке, но становится не выгодно, когда речь заходит о возврате инвестиций. 8-12 лет – это слишком долгий срок для сегодняшнего девелопера», – рассуждает Марина Харламова.

Александр Гендельсман также отмечает, что у развития отелей данного класса есть большие перспективы, в особенности это касается отечественных гостиничных операторов. «Гостиничный рынок в этом сегменте (а это как раз «3-4 звезды») обладает наибольшей емкостью, соответственно, у компании больше возможностей для роста. Отели «3-4 звезды» не так доходны, как в пятизвездочном сегменте, они более сложны по логистике и экономике и – соответственно — здесь меньше конкуренции и больше перспектив для развития. Плюс ко всему в сегменте «5 звезд» российским компаниям достаточно сложно конкурировать с крупными западными гостиничными сетями».

Главным и, скорее всего, единственным недостатком строительства таких отелей является высокая стоимость земли, которая может доходить до 30% от стоимости проекта. Хотя в международной практике и по представлениям западных инвесторов при строительстве гостиниц доля не должна превышать 15%.

Несмотря на то, что количество плюсов существенно превышает количество минусов, факт остается фактом – пока в столице с «эконом-классом» дела обстоят неважно, и чья в этом вина – инвесторов или государства, сказать сложно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Индустрия гостеприимства